Войти

Паевые Инвестиционные Фонды (ПИФы) создаются с целью объединения средств клиентов для вложений в акции, облигации, драгоценные металлы, недвижимость и другие активы для получения прибыли от данных вложений.

Управляющие компании, которые создают ПИФы, разделяют общую сумму инвестиций на небольшие части – паи, которые доступны широкому кругу клиентов (пайщиков).

Чаще всего розничные инвесторы выбирают Паевые Инвестиционные Фонды, связанные с фондовым рынком:

  • ПИФы акций
  • ПИФы облигаций
  • ПИФы смешанных инвестиций (акции и облигации)

Но встречаются и другие варианты, когда через ПИФы можно инвестировать, например, в недвижимость, драгоценные металлы, за рубежом можно встретить «экзотику»: фонды на коллекционные автомобили, картины, предметы искусства, дорогие марочные вина и пр.

ПИФы позволяют относительно небольшой суммой участвовать в росте стоимости дорого актива. Например, если у инвестора нет средств на приобретение недвижимости, но он хочет получить доход от роста её стоимости, то можно купить соответствующий ПИФ на недвижимость. При этом такая инвестиция будет существенно доступнее многомиллионной покупки объекта, а стоимость самого пая будет расти не только аналогично динамике недвижимости, но и увеличиваться за счет арендных платежей.

Или если клиент хочет сформировать портфель акций, который бы следовал какому-то крупному индексу, например индексу Московской Биржи, куда включены крупнейшие российские компании, то ему может понадобится существенная сумма (на начало апреля 2023 года это порядка: 205 т.р., чтобы собрать портфель из 40 компаний, входящих в список, а чтобы портфель был собран в точной пропорции с индексом, то целых 21,6 млн.руб.). ПИФы на тот же самый индекс позволяют инвестировать с суммами в 1000-10000 ₽.

Однако всё имеет свою цену и такая доступность имеет обратную сторону – комиссии. В случае с ПИФами их целых 3: комиссия за управление, так называемые надбавка и скидка.

Комиссия за управление – рассчитывается ежедневно как небольшой фиксированный процент, поэтому клиент её практически не замечает.

Надбавка – взимается при покупке паев.

Скидка – взимается при продаже паев.

Суммарно надбавка и скидка могут достигать 6-10% если клиент в коротком интервале (в пределах двух лет, например) купил и затем продал ПИФы. По большинству фондов скидка не взимается если клиент владеет паями более 3 лет, поэтому ПИФы рассматривают как инструмент средне и долгосрочного инвестирования.

ПИФы бывают открытыми, закрытыми и интервальными.

Открытый фонд (ОПИФ) можно купить и продать в любой момент, интервальные (ИПИФ) – операции можно провести только в течение некоторых периодов времени, которые называются интервалами (чаще всего раз в квартал).

Закрытый фонд (ЗПИФ) – можно купить только при его создании или дополнительном выпуске, а предъявить к погашению только по окончании срока действия договора. В таком фонде фиксированное количество паев.

Каждый из них имеет свои плюсы и минусы:

  • ОПИФ обеспечивает большую ликвидность средств пайщиков, можно докупить или частично выйти из продукта в любой момент.
  • ЗПИФ и ИПИФ обычно более доходны: им проще планировать свои инвестиции на длительный срок, т.к. пайщики не могут забрать свои средства из фонда в любой момент, что уменьшает операционные расходы для обеспечения работы фонда. Однако такие ограничения на досрочный вывод своих инвестиций для кого-то может являться существенным минусом.

ПИФы были очень популярны у инвесторов во второй половине прошлого столетия. Однако сейчас им на смену пришли ETF и биржевые Паевые Инвестиционные Фонды. Однако ПИФы продолжают использовать портфельные инвесторы для диверсификации своих портфелей. Особенно популярны ПИФы с активным управлением – их рассматривают как розничную альтернативу доверительного управления.


Все материалы