Войти

Облигация – это ценная бумага, подтверждающая, что выпустивший ее эмитент (компания или государственное учреждение) получил от владельца бумаги в долг некоторую сумму, которую обязуется вернуть в установленный срок с выплатой заранее установленных процентов за пользование заемными средствами.

Компании разными вариантами могут привлекать капитал в свой бизнес: можно выпустить акции, можно привлечь кредит или лизинг, а можно выпустить в обращение собственные облигации.

У каждого из этих вариантов своя особенность и стоимость привлечения. В случае дополнительного выпуска акций – это размытие капитала текущих акционеров, для кредита необходимо хорошее залоговое обеспечение для банка, лизинг требует хороших показателей по бизнесу и он дороже кредита, а в случае с облигационным займом - это возможность привлечь средства через размещение его на бирже. В этом варианте не требуется залога, акционерный капитал не распыляется, а ставка будет тем ниже, чем лучше показатели бизнеса.

Выбирая для покупки облигацию, инвестор сравнивает в какие сроки ему вернутся его вложения, какой доход он получит, как часто будут выплачиваться проценты, а также оценивает риски по каждой компании (эмитенту). У более надежных компаний при прочих равных условиях будет ниже доходность по облигациям, у более рисковых вариантов доходность по облигациям будет выше.

Купить облигации можно как при их первичном размещении (IBO), так и на вторичном рынке, где они торгуются уже после размещения. У облигаций различают номинальную стоимость, которую устанавливают при выпуске ценной бумаги (для российских облигаций обычно 1000 руб.), и рыночную стоимость – текущую котировку, отражающую в т.ч. ситуацию по бизнесу компании, ожидания инвесторов, соотношение покупателей и продавцов на текущий момент.

Обычно стоимость по облигациям указывают в процентах: на этапе выпуска цена равна 100% (равна номиналу), а далее меняется, исходя из ситуации в компании и на рынке в целом, – становится выше или ниже номинала.

Первые облигации были бумажными и при выплате процентов у них отрывался купон, поэтому исторически проценты по облигациям называются «купонными» выплатами. На текущий момент облигации уже давно стали электронными бездокументарными ценными бумагами, однако названия «купон» и «купонная доходность» по облигациям так и прижились. В зависимости от вида облигации купон может выплачиваться с разной периодичностью (например: раз в год, раз в полгода, раз в квартал).

Отличие облигаций от банковских вкладов в том, что при досрочном «выходе в деньги» в случае вкладов можно потерять все или значительную часть процентов (получить % только по ставке до востребования, например). В случае с облигациями инвестор получает доход за тот период, которым владел облигациями. Это так называемый Накопленный Купонный Доход (НКД) – часть купонного дохода по облигации, рассчитываемая пропорционально количеству дней, прошедших от даты выпуска облигации или даты выплаты предыдущего купона. После выплаты очередного купона начинается новый купонный период и НКД начинает накапливаться заново.

Погашение облигации – это окончание срока обращения ценной бумаги, когда эмитент, выпустивший облигацию, выкупает её у владельца по номинальной стоимости. Дату, в которую это происходит, называют датой погашения.

Еще 2 важных ориентира при выборе облигаций это дюрация и доходность к погашению:

  • Дюрация – период окупаемости облигации, т.е. промежуток времени с момента покупки ценной бумаги и до полного возврата изначально инвестируемых средств.
  • Доходность к погашению – показывает какая будет доходность при покупке по текущей рыночной цене с учетом НКД и всех планируемых купонов.

Облигации различают государственные (ОФЗ), муниципальные и корпоративные.

Облигации федерального займа (ОФЗ) — рублёвые облигации, выпускаемые Министерством финансов Российской Федерации. Риски по таким бумагам минимальные, но и доходность не самая высокая, так как это наиболее надежные долговые бумаги в нашей стране. По некоторым выпускам ОФЗ в определённые даты предусматривается частичное погашение номинала (амортизация долга).

Муниципальные облигации — это облигации, выпускаемые городскими, краевыми, областными или республиканскими властями в виде займа под муниципальную собственность с целью финансирования различных проектов.

Муниципальные облигации незначительно отличаются от государственных:

  • Во-первых, эмитентом, выпускающим данную ценную бумагу. 
  • Во-вторых, уровнем надежности. Считается, что у муниципальных облигаций надежность чуть ниже, чем у государственных. Хотя если местные власти не смогут погасить свою задолженность перед держателями облигаций, то за них это должно сделать государство, чтобы поддержать репутацию всего государства и конкретного муниципального образования.
  • В-третьих, целями: на привлеченные при размещении муниципальных облигаций средства финансируются местные проекты и программы, а доходы от ОФЗ идут на общегосударственные расходы.

Корпоративные облигации – облигации, выпускаемые юридическими лицами для финансирования своей деятельности. Здесь могут быть как крупные холдинги и корпорации с хорошими текущими показателями бизнеса и с высокой финансовой устойчивостью, так и средние или даже относительно небольшие по размеру компании. В последнем случае облигации относят к так называемым ВДО (высокодоходные облигации), т.к. в силу возможного риска купонная доходность по ним может в разы превышать доходность по ОФЗ.



Все материалы